Английский либерализм

К началу XIX в. в Великобритании было покончено с пережитками феодализма. Ведущим направлением в английской политической мысли XIX в. был либерализм.

Интересно
Либеральные воззрения поддерживались не только соответствующей партией, но не отвергались и конкурирующими с ней консерваторами. Центральной проблемой для политической теории в этот период было народное представительство.

Сторонником расширения народного представительства и реформирования избирательного права выступил И. Бентам.

Большинство английских теоретиков права критиковало идеи естественного права. Место последних заняло новое учение о праве – юридический позитивизм. Он с самого начала принципиально отрицал иное право, кроме позитивного (отсюда самоназвание этого направления). Его родоначальники – Иеремия Бентам и Джон Остин.

Иеремия Бентам (1748-1832) – английский социолог, юрист, один из теоретиков либерализма, родоначальник утилитаризма.

Английский либерализм

Свою либеральную концепцию права и государства Бентам изложил в следующих работах: «Введение в основания нравственности и законодательства» (1789), «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств» (1828), «Деонтология» (1815-1834).

И. Бентам является основоположником теории утилитаризма (полезности), согласно которой основным принципом права и государственного управления является принцип всеобщей пользы.

Мыслитель дает следующее определение принципу полезности: это «принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие смотря по тому, имеет ли оно (как нам кажется) стремление увеличить или уменьшить счастье той стороны, об интересе которой идет дело» или, другими словами, «содействовать или препятствовать счастью».

Полезным будет то, что приносит благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье. Этот принцип И. Бентам распространяет как на действия частных лиц, так и правительства.

И. Бентам исходит из того, что человечество управляется двумя верховными властителями – страданием и удовольствием. Каждый стремится получить удовольствие и избежать страдания.

Следовательно, теоретик делает вывод, что для отдельного человека полезно то, что ориентирует на «наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества». Счастье общества у И. Бентама включает в себя средства к существованию, довольство, равенство, безопасность. Свободу мыслитель рассматривает как отрасль безопасности. Именно счастье общества и должно быть единственной целью правительства.

И. Бентам признает существование таких прав человека, которые можно обосновать принципом полезности. Так, он выступает в защиту личной и экономической свободы, собственности, свободы слова, равных прав для женщин, запрета рабства и телесных наказаний, свободы развода и иное.

Бентам дает следующее определение правам и обязанностям: «Права суть сами по себе блага, выгоды для тех, кто ими пользуется; обязанности же, напротив, суть невыгоды, тяжести для тех, кто должен их выполнять».

Что же касается естественного права, то И. Бентам называет его химерой, врагом разума, разрушителем правительства, поскольку невозможно объяснить или доказать, почему люди по своей природе свободны и равны.

Под правом И. Бентам понимает совокупность законов, принятых в государстве. В то же время он говорит, что закон есть зло, поскольку каждый закон есть нарушение свободы.

Закон – зло неизбежное, ибо он предотвращает еще большее зло. Без него невозможно обеспечить безопасность личности и имущества. Все законы должны иметь общую цель – увеличивать счастье общества.

И. Бентам рассматривал пределы законодательного регулирования. Так, законодатель должен избегать неправомерного посягательства на частную собственность, вмешательства в предпринимательскую деятельность, в отношения работодателя и работника. Последние могут сами и намного лучше определить условия своего договора.

Хотя закон есть зло, но в целом право по своей сущности может приносить обществу только пользу, и в этом состоит его ценность. «Право – это друг каждого человека: именно праву, благодаря Господу, он обязан всем тем, что ему дорого. От права он получает все то, чем наслаждается, получает какую бы то ни было защиту своего спокойствия, своей личности, своей чести. Праву богатый обязан своим благосостоянием, бедный – своим пропитанием, всякий свободный человек – своей свободой».

Относительно наилучшей формы правления изначально И. Бентам в качестве таковой рассматривал конституционную монархию. Однако позже его взгляды поменялись в сторону республики. Государственная власть не должна быть разделена на власти «отдельные и независимые». Иначе это приведет к анархии.

«Всегда надобно признавать власть, высшую над всеми остальными, которая не получает закон, а дает его…», – утверждал И. Бентам.

Также он выступал за демократизацию политической системы общества, введение всеобщего, равного, тайного избирательного права.

Идеи И. Бентама оказали значительное влияние на последующую политико-правовую мысль. Его взгляды стали платформой для формирования школы юридического позитивизма, и в особенности воззрений Дж. Остина и Дж. Ст. Милля.

Английский либерализм

Еще один яркий представитель английского либерализма Джон Стюарт Милль (1806-1873) – философ, политический деятель, основатель позитивизма. Свои взгляды на государство и право изложил в таких трудах: «О свободе» (1859), «Рассуждения о представительном правлении» (1861), «Утилитаризм» (1861).

Интересно
Ключевым понятием в учении Дж. Ст. Милля является индивидуальная свобода, под которой он понимал независимость человека во всем, что касается его самого. Общество не является свободным, если в нем не уважаются свобода мыслей и чувств, свобода вкусов и занятий, свобода объединений.

Единственное оправдание вмешательства в свободу действий любого человека – самозащита, предотвращение вреда, который может быть нанесен другим.

Дж. Ст. Милль придает огромное значение моральным основам государственности. Так, он отмечает, что порядку и прогрессу способствуют личные качества человека, содействующие развитию активности, энергии, мужества, оригинальности. Главное условие хорошего управления – это качества людей.

В подтверждение этого тезиса Дж. Ст. Милль задается вопросом: «Какое значение могут иметь для интересов правосудия правила судопроизводства, если нравственное состояние народа таково, что свидетели сплошь да рядом дают ложные показания, а судьи и их подчиненные берут взятки?»

Поскольку политические установления есть дело рук человека, то они могут быть плохо или хорошо организованными.

Главным условием хорошего управления философ называет нравственное и умственное развитие людей. Вообще, стоит отметить, что у Дж. Ст. Милля сквозь все его рассуждения прослеживается взаимосвязь личности и общества. Так, лучшую форму правления он рассматривает с двух сторон. С одной стороны, для успешного управления страной необходимы нравственные, умственные, активные способности членов общества, а с другой стороны, форма правления влияет на развитие этих способностей.

Лучшей формой правления Дж. Ст. Милль признает представительную, при которой каждый гражданин имеет голос в управлении страной, а также при необходимости может быть призываем к действительному участию в нем и исполнять какую-нибудь местную и общественную функцию. Иными словами, представительное правление – это такая форма правления, при которой весь народ или значительная его часть пользуется высшей контролирующей властью через избираемых ими депутатов.

Такая форма правления базируется на двух принципах:

  • самозащита – лучший способ обеспечения своих прав и интересов;
  • доверие к самому себе – как лучший способ достижения поставленных целей: лучше рассчитывать на собственные силы, чем на помощь других.

Однако представительное правление подходит не для всех народов, а только для тех, которые достигли высшей ступени общей культуры, и при соблюдении следующих условий:

  • народ должен быть расположен принять его;
  • народ должен иметь желание и способность выполнить то, что необходимо для его сохранения;
  • народ должен иметь желание и способность исполнять обязанности и функции, возлагаемые на него.

На представительное собрание возлагаются следующие функции: наблюдение за правительством; заслушивание информации, отчетов правительства; если члены правительства злоупотребляют или не справляются со своими полномочиями, то назначать им преемников; служить представителем различных мнений.

Дж. Ст. Милль выступал за расширение избирательного права, в частности за предоставление последнего женщинам. Философ считал, что избирательное право должно зависеть от личных качеств, но не от имущественного ценза. Общему избирательному праву должно предшествовать всеобщее обучение.

Итак, сквозь все учение Дж. С. Милля прослеживается важный вывод о взаимосвязи личности-общества-государства. Каков народ, таковы и общество и государство. В свою очередь, государство влияет на формирование личности. Государство Милля основывается на демократических и правовых началах.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)