Факторы конкурентоспособности товаров и услуг

Фактор конкурентоспособности — непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

Анализ причин снижения значения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления факторов, повышающих конкурентоспособность, называемый факторным анализом, — важный аспект деятельности субъектов оценки конкурентоспособности: страны, отрасли, предприятия.

Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности, которая проводится при освоении новой продукции.

Как не следует смешивать причину и следствие, так не следует смешивать и понятия          «фактор конкурентоспособности» и «критерий конкурентоспособности» (табл. 3).

Таблица 3

Взаимосвязь между факторами и критериями конкурентоспособности

Примечание. Критерии 1, 2, 3, 4, 5 являются групповыми, 2.1, 4.1, 4.2 — единичными.

Одна и та же характеристика с точки зрения разных субъектов рынка может выступать или как фактор, или как критерий.

Например, «доставка товара в магазин в срок» является сбытовым критерием для оптового продавца или товаропроизводителя. Но в то же время она выступает фактором, который определяет такой критерий конкурентоспособности услуги розничной торговли, как «устойчивость ассортимента».

«Наличие системы качества» — важный комплексный критерий конкурентоспособности предприятия. Но в то же время оно является фактором, влияющим на такой критерий конкурентоспособности товаров, как «стабильность уровня качества товаров».

В практике фирмы «А. С. Нильсен» в качестве критериев конкурентоспособности предприятия рассматриваются товарные, сбытовые, рыночные и производственные критерии.

В то же время при оценке конкурентоспособности продукции с позиции потребителя производственные, сбытовые, рыночные возможности предприятия должны рассматриваться как факторы конкурентоспособности.

Конкурентоспособность товара формируется в условиях внутренней среды (предприятия-изготовителя и предприятия-продавца) и внешней среды — отрасли, страны, мирового рынка.

Факторы, воздействующие на уровне предприятия, можно назвать микрофакторами, факторы, воздействующие на уровне отрасли (региона), — мезофакторами, факторы, воздействующие на уровне страны, мирового рынка, — макрофакторами.

В работе указывается на существование трех подходов к выделению уровней конкурентоспособности: территориального, отраслевого и комплексного.

С точки зрения территориального подхода выделяют конкурентоспособность страны (макроуровень), конкурентоспособность региона (мезоуро-вень) и конкурентоспособность фирмы (микроуровень).

При отраслевом подходе выделяют национальную конкурентоспособность (макроуровень), конкурентоспособность отрасли (мезоуровень) и конкурентоспособность товара (микроуровень).

При комплексном подходе используют территориально-отраслевой принцип. Именно он, согласно указанной терминологии, реализован в настоящем учебном пособии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)