Исследование как дисциплина порядка в гуманитарных науках

Исследование – это единица научной деятельности, в состав которой входят задачи, объекты, процессы, процедуры, средства и результаты этой деятельности.

Исследование является научным, если опирается на тенденции современной науки, проводится в границах научного сообщества и имеет разработанный научный аппарат объяснения, приспособленный к условиям понимания средой, в которой это исследование заявлено.

В XX в. в связи с успехами естественных наук исследование стало активно востребованным в обществе явлением, что обусловлено внедрением его результатов в жизнь, экономику и производство.

Комплексный характер исследований, рассчитанный на воплощение в жизнь наукоемких идей, привел к необходимости организации управления научными исследованиями, их своевременностью, финансовой обеспеченностью и оценкой.

Исследование перестает быть «кабинетным» и становится способом организации системной деятельности, в которой результаты точно совпадали с заявленными целями.

Исследование в гуманитарных и социальных науках проводится на разных основаниях, распределяется в зависимости от научных направлений, школ и учений. Общим для всех исследований является необходимость основания и обоснования, в каких бы формах оно не проводилось.

Источником любого исследования является проблема основания. Основа – первоисточник может заключаться в теории, на которую опирается исследователь, конкретное учение  или направление.

Каждое основание порождает множество точек зрения на свой предмет, в котором обнаруживается становление знания, смысла и ценности, из которых вырастают научные факты.

Следовательно, исследование полагается на логику Единства и множественности его проявлений.

Теория Единства разрабатывалась в исследовательской программе платонизма и была унаследована русской философией Всеединства. Главной особенностью Всеединства является то, что органическое целое и есть множественность, проникнутая этим единством.

Интересно
Какой бы фрагмент жизни мы не исследовали, наблюдается общее положение – «высвечивается» проблема и затем рассматривается с позиции множественных оснований.

Проблема структурируется через образ/идею/гештальт, заставляющий сознание держать цельность идеи в уме на протяжении всего исследования.

Каждое основание репрезентирует смысловое разбиение проблемы, которое направляет как ход исследования, так и его результат к прежнему единству, пониманию его глубины и внутренней структуры соответствий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)