Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания. Комментарий

Опыт борьбы с преступностью в России и других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений.

В юридической литературе такой контроль называется криминологическим, профилактическим, посткриминальным, постпенитенциарным и т.д.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому комментируемая статья лишь в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого пока находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за отдельными категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен федеральными законами и ведомственными нормативными правовыми актами.

Частью 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных – уполномоченным на то специализированным государственным органом.

Применяя условно-досрочное освобождение, как указано в ч. 2 ст. 79 УК РФ, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК РФ. В этом случае орган, осуществляющий контроль за освобожденным, должен следить за исполнением данным лицом возложенных на него обязанностей, информировать суд о фактах их неисполнения.

Федеральным законом от 21 мая 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” предусмотрено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в рамках своей компетенции проводят индивидуально-профилактическую работу с определенными категориями несовершеннолетних, включая лиц:

  • условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;
  • получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
  • освобожденных из учреждений УИС, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.

Индивидуально-профилактическая работа предусматривает воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, оказание ему различного рода помощи, а также контроль за его поведением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)