Методы построения уравнений спроса и предложения
При установлении зависимостей спроса и предложения от цены товара реализуется следующая схема действий:
- определяется объект исследования, то есть товар или товарная группа;
- собирается информация о действующих в тот период времени ценах, объеме потребления и производстве относительно объекта исследования;
- в случае необходимости исходная информация приводится в сопоставимый вид (учёт инфляции, возможный спад или подъём спроса и производства);
- выбирается метода построения уравнений спроса (предложения);
- проводятся тестовые расчеты, и дается оценка адекватности полученных уравнений и графиков.
Объект исследования определяется заказчиком, например, руководителем группы ценообразования на предприятии и/или предприятие может заказать проведение подобного исследования специализированной консалтинговой фирме.
При определении объекта исследования уточняется номенклатура и ассортимент исследуемых товаров. Определяются границы изучаемого рынка (местный, региональный, национальный, мировой). Фиксируется временной интервал, подлежащий исследованию.
При этом обязательно нужно учесть сопоставимость характеристик товара во времени (например, буханка чёрного хлеба в 1964 году, в соответствии с действующим в тот период времени ГОСТ, весила 1 кг., а в 1985 году – 0,7 кг.) и принципиальную возможность получения подобной информации.
Сбор исходной информации о ценах, объеме общего спроса на товар, издержках производства и обращения товара, среднеотраслевой прибыльности, масштабах производства и т.п. может опираться на следующие источники:
- официальные статистические и коммерческие источники;
- отраслевые материалы;
- биржевые котировки;
- данные мирового рынка;
- целевые маркетинговые исследования.
Вычисление сопоставимых относительных цен, то есть очищенных от общего влияния инфляции. Это необходимо, чтобы выявить влияние цены данного товара на его спрос и предложение по отношению к другим товарам данного регионального рынка.
Так, например, может случиться, что цена на j-й товар быстро выросла и, соответственно, спрос на него упал, но в связи с этим возрос спрос на какой-либо i-й товар.
Сопоставимые цены исчисляются по отношению к базовому периоду (t0 ) путём деления индекса изменения действующей цены j-го товара на индекс совокупной инфляции:
В качестве индекса совокупного показателя цен (Т) обычно принимают индекс цен на потребительские товары, который с 1992 года Росстат РФ вычисляет по методологии, принятой в мировой практике.
Однако в конкретных случаях может быть использован и другой показатель. Например, при изучении спроса (предложения) на хлеб, мясо, молоко и другую подобную продукцию целесообразно использовать индекс цен на продовольственные товары в целом.
Относительные цены могут вычисляться и на будущий период (Т). В этом случае:
Выбор метода построения уравнений спроса (предложения) зависит от множества факторов и, прежде всего, от объема и разнообразия доступной исходной информации. Существует довольно много методов вычисления спроса и предложения. В настоящем пособии рассматриваются три наиболее простых и часто используемых метода, которые применимы в разных ситуациях относительно наличия (доступности) исходных данных.
Табличный метод. Широко применяется зарубежными фирмами при анализе рынка. Очень удобен при достаточно большом, но обозримом количестве исходных данных о парном изменении цены и спроса (предложения) на отдельный товар. Суть его заключается в упорядочении по цене шкалы распределения спроса. На основе отранжированных данных можно построить график и/или вычислить уравнение спроса (предложения) от цены.
Метод построения линейного уравнения по двум точкам. Допустим, что в процессе сбора исходной информации зафиксированы только два значения соответствующих друг другу цены и величины спроса (предложения). В этом случае легко построить уравнение прямой по двум точкам.
Пусть первой точке (p1q1 ) соответствует цена p1 и величина, например, спроса q1, а второй точке (p2q2 ) соответствует цена p2 и объем спроса q2. Тогда можно построить систему из двух уравнений с двумя неизвестными:
Решением системы линейных уравнений будет вычисление значений коэффициентов a0 и a1:
Получаемое уравнение, в случае необходимости, можно откорректировать, например, на величину инфляционного ожидания или на величину предпринимательского риска, путем введения дополнительных эмпирических коэффициентов регрессии и т.п.
Метод графического сглаживания. Применяется в том случае, если требуются получить линейную зависимость спроса (предложения) от цены и исходные данные ограничены (не более 5 – 7 точек).
Реализация метода осуществляется графически (рис. 1) по следующей схеме:
- на график наносятся все эмпирические точки и соединяются прямыми линиями;
- каждый полученный отрезок делится пополам и серединные точки так же соединяются прямыми линиями;
- процедура повторяется до тех пор, пока не остаются средние точки только двух отрезков, при соединении которых и получают графическое изображение линейного уравнения спроса (предложения).
Рис. 1. Метод графического сглаживания
Напомним, что приведенные выше методы являются достаточно простыми и могут быть использованы даже экономистами средней квалификации. Именно поэтому, такие методы используются для получения предварительных (оценочных) данных на начальных этапах исследования. При наличии больших массивов информации используются более сложные экономико-математические методы и соответствующее программное обеспечение.
- Учет предпринимательских рисков в ценообразовании
- Особенности формирования цен на различных типах рынков
- Меры государственного воздействия на процессы ценообразования
- Особенности формирования импортно-экспортных цен
- Цена товара при различных условиях оплаты
- Методы дифференциации цен
- Рыночные методы ценообразования
- Нормативно-параметрические методы расчёта цены товара
- Расчётные методы ценообразования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу