Методы управления дисциплинарными отношениями

Каждый менеджер, руководитель, работник отдела кадров, юрист должен в совершенстве владеть методами управления дисциплинарными отношениями. Можно назвать четыре таких метода: 1) убеждение; 2) поощрение; 3) принуждение; 4) организация общества, труда и производства. Практика их применения насчитывает многие тысячелетия. Со временем меняются не методы, а содержание методов, их комбинация. Например, меняются виды наказаний, поощрений, убеждений, организации труда.

Убеждение – это метод воспитания, воздействия на сознание человека в целях стимулирования его полезной деятельности или торможения нежелательных поступков. Понятие убеждения имеет два значения: 1) процесс воздействия человека, коллектива, государства на человека, коллектив, группу работников; 2) уверенность в истинности знаний, основанная на понимании закономерностей действительности.

Существуют различные виды убеждения: политические, экономические, правовые, этические, эстетические и др. В трудовых отношениях важны прежде всего правовые и экономические убеждения, на которые в основном и воздействует работодатель. Правовые убеждения включают следующие элементы:

  • правовые потребности – потребности в порядке, организованности, справедливости, свободе, добре, правде, уважении, в признании со стороны работодателя, общественных организаций, государства, общества, сослуживцев; в правде, гласности, в соблюдении законов, в правовой защите;
  • правовые чувства – личное отношение к праву, правде, справедливости, уважение законов, т. е. признание их ценности для себя лично и для общества, уважение чести и достоинства других граждан, возмущение нарушениями законов, неприязнь к нарушителям, преступникам, неудовлетворение собой при нарушении трудовой дисциплины, раскаяние, угрызения совести, чувство безопасности при существующем общественном порядке и др.;
  •  волевые свойства личности – готовность противодействовать всем, кто нарушает законодательство, не исполняет свои обязанности, превышает свои права в ущерб окружающим, готовность защищать правопорядок;
  • правовые знания – знания законов, закономерностей развития правовых отношений;
  • правовые ценности – справедливость, равенство, свобода, законность, порядок, правда, добро, честность;
  • правовые установки, такие как закон, – необходимость бороться со всеми, кто нарушает закон; законное использование всех своих прав; необходимость исполнять все свои обязанности качественно и добросовестно; необходимость бороться за права и т. п.

Взгляды человека можно разделить на убеждения и предубеждения. В идеале убеждения должны быть субъективной формой выражения объективной истины.

Предубеждение – это необъективное отношение к чему-то.

Убеждение как процесс включает следующие виды деятельности:

  • выяснение имеющихся правовых убеждений и определение их дефекта. Часть людей имеют негативные убеждения, ценностные ориентации и не скрывают их. Они уверены, что нарушения правил, дисциплины, исполнение обязанностей спустя рукава допустимы, их вред незначителен, без нарушений жить невозможно. Причины этих убеждений – отсутствие истинных знаний права, искаженное его понимание, неверие в справедливость закона. Процесс переубеждения сопровождается внутренней борьбой, корректировкой взглядов, установок. Во всех случаях следует пытаться выяснить причину неверных убеждений и доказать, что эти взгляды несостоятельны, ошибочны;
  • передача знаний права. Прежде, конечно, нужно четко выявить уровень правовых взглядов, знаний и запланировать мероприятия по их изменению – лекции, беседы или другие формы обучения. Необходимо показать человеку его ошибки, доказать справедливость существующего порядка в организации, его ценность лично для человека;
  • формирование собственного отношения к знаниям, принципам, нормам, целям законодательства и средствам их достижения. Для этого необходимо, как правило, поставить человека в такую ситуацию, чтобы он на собственном опыте убедился в необходимости этих норм, их справедливости, ценности.

Поощрение – это признание заслуг работника путем предоставления ему льгот, преимуществ, публичного оказания почета, повышение его престижа. У каждого человека есть потребность в признании и в материальных ценностях. На реализацию этой потребности и направлено поощрение.

Правила эффективности поощрения:

  • поощрение следует применять при каждом проявлении человеком активности с положительным результатом;
  • целесообразно использовать весь комплекс поощрительных мер;
  • возможность получить поощрение в короткие сроки, например через неделю. Если работник знает о том, что он получит поощрение, но только через 10 лет, эффективность этого вида поощрения резко снижается;
  • гласность поощрения. Любое поощрение поднимает престиж, уважение работника и ценится людьми нередко значительно выше, чем материальные блага;
  • доступность поощрения. Поощрение должно быть установлено не только для сильных работников, но и для слабых.

Принуждение – это форма неодобрения поведения человека, которая состоит в том, что человека заставляют выполнять правила поведения. Средствами принуждения являются наказания. Применяя наказания, можно достичь разных результатов, тех, которые запланированы, и противоположных.

Для того чтобы добиться запланированных результатов, целесообразно соблюдать правила эффективности наказания. К ним относятся:

  • неотвратимость наказания, воздействия. Если работник виновен в неисполнении обязанности, этот факт должен быть зафиксирован, расследован и должна быть принята мера воздействия;
  • индивидуализация наказания. При выборе меры воздействия, включая меры наказания, необходимо учитывать личность человека, его потребности, склонности и т. п.;
  • воздействие должно быть для работника чрезвычайно значимым и лишать его чего-либо значительного;
  • справедливость наказания. Привлечь работника к ответственности можно только за виновное неисполнение обязанностей;
  • работодатель обязан учитывать тяжесть совершенного проступка, его экономические последствия и т. п.;
  • наказание не должно унижать честь и достоинство человека;
  • наказание должно быть применено быстро. Если между фактом нарушения и применением мер воздействия прошел большой срок, эффективность наказания снижается.

Организационные и экономические условия включают ряд характеристик организации, которые необходимы для обеспечения высокого уровня дисциплины. К ним относятся такие элементы организации труда, как четкое распределение прав, обязанностей, ответственности между работниками, установление такого порядка, при котором в организации фиксируются все без исключения случаи неисполнения обязанностей, превышения прав, случаи проявления активности работника; применение мер воздействия при каждом отклонении в поведении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)