Основные направления сегментации рынка услуг
В процессе изучения рынка потребительских услуг важно определить его географические границы, потенциальную емкость, перспективы развития, колебания потребительского спроса, характеристику клиентской базы, интенсивность конкуренции.
Данное определение можно рассмотреть через призму понятий: рыночный сегмент, рыночная ниша, рыночное окно и основные критерии сегментации рынка.
Рыночный сегмент охватывает большое количество потребителей. Основное качественное отличие рыночного сегмента от рыночной ниши заключается в том, что сегмент чаще всего выделяется в пределах одной отрасли производства, а «рыночная ниша», которая имеет незначительную емкость, может находиться на стыке нескольких отраслей.
Кроме того, конкурентная борьба в пределах одной рыночной ниши более слабая, так как чаще всего в рыночной нише функционируют компании-монополисты и крупные банковские институты, предоставляющие индивидуальные, уникальные по своему содержанию и качеству инновационные продукты и услуг. Так, ПАО «Сбербанк России», ПАО «ВТБ» занимают более 65% национального рынка банковских услуг.
Часто рыночные ниши, нацелены на удовлетворение возникающего потребительского спроса или неудовлетворенного спроса и задают вектор развития финансовых и продуктовых инноваций, новых видов потребительских услуг. В свою очередь, рыночный сегмент в большинстве случаев является частью уже сформированного рынка.
Еще более узким понятием в области сегментного деления рынка является рыночное окно, посредством которого осуществляется проникновение на новый рынок, внедрение совершенно нового и незнакомого продукта или услуги.
Приоритетными направлениями в области сегментации рынка продуктов и услуг являются сбор данных, их анализ, оценка, сценарное моделирование и выбор тех сегментов рынка, в которых:
- корпоративная структура или банковский институт может занять большую долю рынка за счет потенциального роста емкости растущего рынка или лучшего продвижения своих услуг, в сравнении с конкурентами;
- продавец позиционирует и продвигает инновационный продукт или новую услугу на выделенном сегменте и на основании тестирования реакции потребителей принимает решение о последующем ее тиражировании при положительном отклике;
- продавец или производитель стремиться расширить зону обслуживания круга потенциальных клиентов.
Смысловая нагрузка сбора данных о тех сегментах, в которых функционирует корпорация или банковский институт, состоит в том, чтобы определить, в каких сегментах он занимает обширную емкость и имеется ли потенциал роста. Такой обзор, объединенный с общим обзором сегмента, направлен на комплексный анализ изменений тенденций развития рынка во всех его аспектах и направлениях.
Так в банковском бизнесе проведенный анализ корпоративных клиентов выявил, что достаточно обширная их доля специализируется в сегменте жилищного строительства. Такая информация очень важна, потому что устойчивое развитие банковского института в долгосрочной перспективе может оказаться уязвимым при спаде объема производства и потребительского спроса в данной отрасли. В свою очередь, влияние общих характерных особенностей на изменение стратегического поведения банка может быть не столь очевидным, если рассматривать каждого клиента в отдельности.
- Функционирование системы маркетингового контроля
- Типология экономического роста во взаимосвязи с приоритетами и элементами диверсификации
- Направления реализации миссии банка в рыночной среде
- Стратегическое и оперативное управление
- Иерархия уровней стратегий банковского менеджмента
- Стратегические ориентиры маркетингового позиционирования банковского института в рыночной среде
- Характеристика основных видов рекламных обращений
- Общая модель коммуникационных обращений
- Жизненный цикл коммуникаций
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу