Политико-правовые взгляды Т. Пейна

Томас Пейн (1737-1809) – демократ, просветитель, активный участник революционных событий Франции и США. Свои политико-правовые идеи изложил в таких работах: «Здравый смысл» (1776), «Права человека» (1791), «Век разума» (1794).

Т. Пейн различал общество и государство. Первое – это причина, второе – это следствие.Люди объединились в общество по причине того, что человек не может жить в одиночестве, люди нуждаются друг в друге: «сила одного человека настолько не соответствует его потребностям, что он вскоре будет вынужден искать помощи и облегчения у другого, который, в свою очередь, нуждается в том же».

Общество существует в двух состояниях – естественном (общественном) и гражданском (цивилизованном). Естественное состояние характерно для первобытнообщинного строя, но и в современном Т. Пейну мире оно существовало у индейцев Северной Америки. В процессе исторического развития естественное состояние сменилось гражданским. Возврат из второго в первое невозможен.

В вопросе происхождения государства Т. Пейн придерживался договорной теории. Люди вступили в договор друг с другом для образования правительства. Это единственная основа, по его мнению, на которой они вправе существовать. Государство призвано обеспечивать общественный порядок и естественные права людей. Суверенитет принадлежит нации, а не конкретному человеку. Поэтому нация вправе сменить форму правления.

Различал выборно-представительное (республика) и наследственное (монархия и аристократия) правление. Нещадно критиковал наследственную монархию, считая, что она унижает живущих людей и обманывает потомство.

Во-первых, по своей природе все равны, поэтому не может быть прирожденного преимущества одних перед другими. Во-вторых, если один монарх является достойным, заслуживающим уважения, это не значит, что и его потомки будут таковыми. Монархию Т. Пейн называл глупой вещью, а одного честного человека считал дороже для общества, чем все вместе взятые «коронованные негодяи».

Предпочтение Т. Пейн отдавал республике. Если монархия основана на невежестве, то республика – на разуме.

«Республиканское правление – не что иное как правление, учреждаемое и осуществляемое в общественных интересах, как индивидуальных, так и коллективных».

Лучшее воплощение республиканской формы он видел в США. В работе «Здравый смысл» Т. Пейн предложил не только образовать независимое государство, но и его название – Соединенные Штаты Америки.

Интересно
Т. Пейн участвовал в составлении конституции Пенсильвании (1776 г.) и считал ее примером демократической конституции. Он был уверен, что только народ способен и должен решать судьбу государства. Т. Пейн был ярым защитником народного суверенитета, отстаивал всеобщее избирательное право.

Различал естественные и гражданские права. Первыми человек наделен еще со времен естественного состояния. К ним он относил право на счастье, свободу совести, свободу слова.

Как представитель естественно-правовой теории, Т. Пейн выступил против рабства, отстаивая равенство людей: «Все люди по роду своему едины и, стало быть, все они рождаются равными и имеют равные естественные права, как если бы потомство обеспечивалось сотворением вместо размножения». Поэтому богатство и нищета есть нарушение естественных прав людей. Для сокращения пропасти между бедными и богатыми Т. Пейн предлагал ввести систему справедливого налогообложения и перераспределения налогов.

Гражданские права возникают с образованием общества и государства. Например, право собственности. Т. Пейн различал собственность на естественные права, на свободу, собственность народа на конституцию, движимую и недвижимую собственность.

В целом выступая защитником мира, Т. Пейн различал справедливые и несправедливые войны. Войну американцев за независимость считал «правым делом». Войну в интересах угнетаемых народных масс считал прогрессивной.

Учение Т. Пейна, основанное на теории естественного права и общественного договора, было обоснованием права народа учреждать власть, отвечающую его интересам, и сменять антинародные режимы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)