Система и виды цен
Современное развитие производства и других видов хозяйственной деятельности привели к необходимости использования большого многообразия цен, учитывающих специфику определенных экономических отношений и условий торговых сделок.
Система цен – это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения всех участников рынка. В наиболее общем виде система цен представлена на рис. 1.
Рис. 1. Общая система цен
Национальные (внутренние) цены призваны обслуживать потребности национальной экономики. Они формируются с учётом особенностей отраслевой структуры и внутренней конъюнктуры рынка конкретной страны.
Внешнеторговые цены отображают оборот импортируемой в страну и экспортируемой из страны продукции. Цены в международном совместном бизнесе обслуживают товарооборот в пределах деятельности предприятий, созданных с участием иностранного капитала и/или в рамках международных совместных соглашений.
Мировые цены призваны обслуживать международный рынок в целом. Они наиболее полно отображают конъюнктуру товаров и услуг в масштабе общего мирового рыночного пространства.
Цены международных региональных рынков – это форма реализации мировых цен. Они обслуживают международные региональные (базовые, специализированные) рынки. В соответствии с системными принципами изменение уровня и/или структуры одного вида цен (в пределах одной из подсистем) неизбежно влечёт за собой изменение и других видов цен. Кроме того, изменение условий формирования цен в одной из подсистем приведет к аналогичным изменениям в других подсистемах.
Для любого государства с развитой экономикой центральное место занимает система внутренних цен, многообразие которых дифференцируется по ряду признаков.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики. Они формируются с учетом особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включают следующие виды цен:
- оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
- закупочные цены на продукцию сельского хозяйства – это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств) государству и перерабатывающим предприятиям;
- цены на продукцию строительства – представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1м2 малярных работ и/или жилой площади);
- тарифы грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и с населения;
- цены на потребительские товары – используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
- тарифы на услуги – это система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их любым потребителям.
Все вышеназванные цены призваны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям.
Кроме того, различают экспортные и импортные цены. Экспортные цены – это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены – это цены, по которым предприятия закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).
Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:
- рыночная цена – это цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Первоначально рыночная цена устанавливается продавцом и может меняться в процессе торгов. Рыночные цены по условиям их формирования могут быть свободными и монопольными (в рамках действующего законодательства);
- регулируемая цена – это цена, образованная в процессе прямого государственного воздействия. Уровень и пределы изменения цены устанавливаются соответствующими государственными организациями по определённой методике. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения; товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии.
Различают следующие виды цен:
- цена изготовителя – это затраты предприятия-производителя, связанные с производством данного товара, включая его прибыль;
- цена отпускная – это цена изготовителя плюс налоги (оптовая цена производителя);
- цена закупки – это отпускная цена производителя плюс стоимость посреднических услуг (оптовая цена посредника);
- цена розничная – это оптовая цена посредника плюс затраты (включая прибыль) розничного продавца.
Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
Дифференциация цен с учетом специфики организации сбыта продукции и характера ценовой информации. Различают следующие виды цен:
- цены прямых контрактов – это согласованная цена продавца и покупателя в процессе свершения фактической сделки. Цены прямых контрактов могут иметь следующие модификации:
- твёрдые цены – неизменные цены на весь срок действия контракта;
- цены с последующей фиксацией – твёрдые цены на момент заключения контракта, которые пересматриваются в каждый согласованный участниками сделки момент фиксации (например, на 1.01. 20.. г.) по установленной методике;
- цены скользящие – твёрдая цена, которая может меняться по отдельным составляющим ее элементам (например, включенные в цену затраты на сырье и материалы), если они подвержены серьёзным изменениям в процессе исполнения контракта;
- цены биржевые – формируются в процессе биржевых торгов;
- цены аукционов – формируются в процессе аукционных торгов;
- цены торгов – так называемые тендерные цены, которые формируются в процессе проведения тендера по условиям, предусмотренным действующим законодательством;
- цены справочные – это ориентировочные уровни цен (как правило, цены продавца). Среди них выделяют:
- цены прейскурантов (каталогов, проспектов);
- цены предложений (так называемые прайс-листы);
- ценовые индексы – это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.
- Учет предпринимательских рисков в ценообразовании
- Особенности формирования цен на различных типах рынков
- Меры государственного воздействия на процессы ценообразования
- Особенности формирования импортно-экспортных цен
- Цена товара при различных условиях оплаты
- Методы дифференциации цен
- Рыночные методы ценообразования
- Нормативно-параметрические методы расчёта цены товара
- Расчётные методы ценообразования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу