Цель, задачи и содержание планирования
Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в параграфе 3.6 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), ббльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной.
В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.).
От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.
Очевидно, что честный и добросовестный аудитор в силу именно своей честности и добросовестности всегда будет стремиться к достижению высокого качества своей работы, т. е. к обеспечению достаточной объективности и обоснованности результатов проверки.
Будучи по определению коммерческой организацией, аудиторская фирма всегда стремится к минимизации затрат.
Добросовестность аудитора, а также возможная ответственность за результаты своей работы обусловливают его стремление к минимизации аудиторского риска.
При этом очевидно, что одновременно достигнуть и минимума затрат, и минимума аудиторского риска не представляется возможным, поскольку снижение аудиторского риска RA (риска необнаружения RHO) неизбежно связано либо с увеличением объема выборки (ростом трудозатрат), либо с привлечением более опытных специалистов (ростом стоимости).
Таким образом, перед аудитором, приступающим к аудиторской проверке, всегда стоит так называемая задача оптимизации – т. е. задача выбора из множества возможных решений (вариантов) наилучшего по какому-либо признаку.
Вопрос о том, какой критерий при этом следует выбрать в качестве «целевой функции» (параметра оптимизации), находится в компетенции аудиторской фирмы, проводящей проверку.
Вопрос выбора такого критерия (или критериев) – предмет соответствующего внутрифирменного аудиторского стандарта. Это рекомендовано федеральным стандартом № 3 «Планирование аудита».
Для приближения к оптимальному варианту проведения аудиторской проверки ее необходимо должным образом спланировать. Исходя из изложенного выше целью планирования является обеспечение проведения проверки наилучшим (оптимальным) образом с точки зрения выбранного критерия.
Планирование аудита, таким образом, – это совокупность действий по выбору варианта, позволяющего этой цели достигнуть9, т. е. выбору стратегии и тактики проведения проверки, по выбору видов, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур.
Для эмпирического приближения к оптимальному варианту проведения проверки в ходе планирования решают следующие задачи:
- сбор информации о потенциальном клиенте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля на его предприятии;
- оценка уровня существенности (допустимой ошибки) и аудиторского риска;
- выбор вида, объемов и способов применения аудиторских процедур.
- Специальное аудиторское задание
- Компиляция финансовой информации
- Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
- Обзорная проверка бухгалтерской отчетности
- Организация управления качеством и внутренний контроль качества работы в аудиторской фирме
- Оценка аудитором событий после отчетной даты и отражение этой оценки в аудиторском заключении
- Оценка аудитором неопределенных обязательств и отражение в заключении
- Оценка аудитором применимости допущения непрерывности деятельности и отражение этой оценки в аудиторском заключении
- Содержание аудиторского заключения
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу