Ценообразование на рынке научно-технической продукции

Научно-технической продукцией являются результаты научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Поэтому ее отличают, как правило, высокая степень новизны и адекватный уровень наукоемкости.

Перечень научно-технической продукции достаточно широк и разнообразен. К ней относятся теоретические и прикладные знания, полученные в процессе исследований, научно-техническая документация, подготовленная в результате разработки новой техники или технологии, опытные образцы новых орудий труда и материалов. В состав научно-технической продукции включают также научно-технические услуги и консультации.

Спрос на научно-техническую продукцию в мире постоянно растет, поскольку она непосредственно связана не только с совершенствованием и развитием действующих производств с целью повышения их технического уровня и экономической эффективности, но и с обновлением выпускаемой продукции, с постановкой на производство новых высококонкурентных изделий.

И хотя разработка и создание научно-технической продукции осуществляются по договорам между производственными предприятиями (фирмами) и научными организациями, а также по государственным заказам, тем не менее значительный объем научно-технической продукции попадает на внешний рынок.

Интересно
Мировым лидером здесь являются США, которые ежегодно реализуют за границей наукоемкой продукции на сумму около 700 млрд долл. Второе место по этому показателю занимает Германия (530 млрд долл.), а третье – Япония (400 млрд долл.).

Научно-техническая продукция по своему характеру является, по существу, продукцией единичного производства. Поэтому ее рынку во многом свойственны черты чистой монополии, и прежде всего способность продавцов существенно влиять на цену.

Процесс создания научно-технической продукции состоит из ряда стадий. Начальной стадией являются фундаментальные исследования, цель которых заключается в раскрытии новых связей между явлениями, в познании новых закономерностей развития природы и общества безотносительно к каким-либо конкретным формам их использования. В свою очередь, фундаментальные исследования подразделяются на теоретические и поисковые.

Результатами теоретических исследований являются научные открытия, новые понятия и представления о природе тех или иных процессов, новые теории.

Цель поисковых исследований – открытие новых принципов создания изделий и технологий, а также принципов получения новых свойств материалов и их соединений.

Вероятность достижения положительного результата при фундаментальных исследованиях исключительно низка и находится, как правило, на уровне 2–5%. Поэтому проведение крупных фундаментальных исследований становится возможным лишь в условиях государственного бюджетного финансирования.

Второй стадией процесса создания научно-технической продукции являются прикладные исследования. Они выявляют пути практического применения открытых ранее процессов и явлений. На третьей, завершающей стадии – опытно-конструкторские разработки (ОКР) – осуществляется конструирование новых изделий, разработка новых технологий, изготовление опытных образцов научно-технической продукции и их отработка с учетом проведенных испытаний. Вся эта работа проводится в определенной последовательности: вначале разрабатывается техническое предложение, затем – эскизный проект, технический проект и, наконец, рабочий проект (рабочая конструкторская документация), который может быть скорректирован с учетом проведенных испытаний опытного образца.

В процессе разработки научно-технической продукции нередко приходится осуществлять отбор наиболее эффективных вариантов, что предполагает возможность их сопоставимости. Сравниваемые варианты (технологий, оборудования и т. п.) сопоставляются по объему производимой продукции и услуг, уровню цен и тарифов на производственные ресурсы, продукцию и услуги, фактору времени.

Сравнительный анализ вариантов научно-технической продукции позволяет выявить уровень эффективности каждого из них. Такая информация необходима не только для окончательного решения вопроса целесообразности производства и применения того или иного варианта научно-технической продукции, но и для формирования ее цены. Между ценой и экономическим эффектом существует прямая зависимость: то есть чем выше эффект, тем выше цена.

В общем виде экономический эффект представляет собой разность между результатом (доходом), который будет получен за весь нормативный срок использования нового орудия труда или технологии, и затратами на их разработку, изготовление и применение. Причем расчет ведется по каждому году с последующим приведением годовых экономических эффектов к начальному периоду (году).

Процедура приведения годовых экономических эффектов (или годовых результатов и затрат) называется обычно дисконтированием, а полученный в итоге суммарный экономический эффект – интегральным эффектом ( ЭИНТ):

где Т — инновационный период, лет; Рt – результат (доход) в t-м году; Зt – затраты в t-м году; аt – коэффициент дисконтирования (дисконтный множитель).

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

где Е – норма дисконта, принимаемая обычно на уровне годовой ставки ссудного процента (i).

Основанием для разработки научно-технической продукции обычно служит договор, заключенный между научной организацией и заказчиком.

В этом же договоре фиксируется и цена научно-технической продукции, которую предстоит разработать. Расчет цены оформляется специальным протоколом, прилагаемым к договору.

При обосновании договорной цены стороны исходят из принципа экономической выгодности как для разработчика, так и для заказчика. Это значит, что договорная цена научно-технической продукции (Цд) должна находиться в определенных рамках. Снизу она ограничивается так называемым нижним пределом, определяемым затратным методом:

где Цнп – нижний предел цены; С – согласованная с заказчиком расчетная себестоимость научно-технической продукции; Рс – расчетная рентабельность (к себестоимости).

Сверху цену ограничивает верхний предел, непосредственно связанный с величиной экономического эффекта:

где Цвп – верхний предел цены; Кз – доля экономического эффекта, которая способна обеспечить заказчику прежний уровень расчетной рентабельности в период использования (или производства) научно-технической продукции.

При этом важно, чтобы Цвп был больше Цнп. В противном случае научно-техническую продукцию можно рассматривать как экономически неэффективную.

Что же касается самой договорной цены (Цд), то она выступает в этих условиях в качестве компромиссной категории, поскольку ее величина во многом зависит от размера той части экономического эффекта, которая включается в договорную цену, то есть от ∆Эинт:

где Цд — договорная цена научно-технической продукции.

Величина ∆Эинт определяется сторонами (разработчиком и заказчиком) путем взаимных согласовании. Чем выше доля ∆Эинт в Эинт, тем выгоднее такие цены разработчикам, и наоборот: чем ниже доля ∆Эинт в Эинт, тем большую выгоду получают заказчики.

Однако рынок научно-технической продукции, и особенно международный рынок этой продукции, сейчас выступает, по существу, как лицензионный рынок, то есть рынок, где осуществляются сделки с лицензиями.

Лицензия в данном случае является не чем иным, как соглашением, заключенным между продавцом и покупателем, по которому одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) за определенную плату право производить новую продукцию или использовать новый технологический процесс. При этом подразумевается, что у продавца (лицензиара) имеется патент на предмет лицензионного соглашения.

В свою очередь, патент представляет собой документ, выдаваемый соответствующим государственным органом (в России – Роспатентом), который удостоверяет авторство и предоставляет его владельцу исключительное право на изобретение. Это значит, что никто не может использовать изобретение без согласия владельца патента.

Лицензии, однако, могут быть как патентными, так и беспатентными.

Патентная лицензия обеспечивает передачу права использования патента, но без соответствующего ноу-хау. Беспатентная лицензия, напротив, предоставляет право использовать ноу-хау, но без патента на изобретение. Беспатентные лицензии применяются обычно в условиях инвестиционного сотрудничества экономических субъектов.

Вместе с тем лицензионное соглашение может предусматривать также комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. В этом случае лицензионное соглашение, как правило, предусматривает оказание лицензиаром комплекса сопутствующих инжиниринговых (инженерно-консультационных) услуг, включая проектирование, организацию лицензионного производства, ноу-хау, пусконаладочные работы, подготовку кадров и т. д.

В условиях лицензионной торговли цена научно-технической продукции является ценой лицензии. По характеру ее формирования это тоже договорная цена, уровень которой находится в непосредственной зависимости от величины экономического эффекта, обеспечиваемого конкретной научно-технической продукцией в сфере ее использования.

На практике цена лицензии может выступать либо в форме периодических платежей – в течение срока действия лицензионного соглашения, либо в форме единовременного платежа, устанавливаемого заранее на основе экспертных оценок. Периодические платежи обычно называются роялти, а единовременный платеж – паушальным.

Ставки роялти могут быть представлены в различных формах:

  • в виде процента от стоимости произведенной по лицензии продукции;
  • в виде процента от стоимости реализованной лицензируемой продукции;
  • в виде твердой ставки (в рублях) с единицы продукции;
  • в виде процента от цены продукции;
  • в виде процента от прибыли, полученной от реализации лицензируемой продукции;
  • в виде твердой ставки (в рублях) с единицы установленной мощности запатентованного оборудования;
  • в виде ставки (в рублях) с единицы веса (или объема) переработанного по запатентованному способу сырья и др.

Периодические платежи выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени, оговоренные в лицензионном соглашении (например, ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Обычно доля лицензиара (с учетом как периодических, так и единовременных платежей) составляет от 10 до 50% общей прибыли, полученной лицензиатом от реализации лицензируемой продукции.

Чаще всего она находится в пределах 25–30%. Паушальный платеж может производиться не только в разовом порядке, но и в рассрочку (например, 50% – после подписания соглашения, 40% – после поставки оборудования и передачи технической документации и 10% – после пуска оборудования).

На практике ставка роялти чаще всего устанавливается в виде процента от объема реализации лицензионной продукции:

 

где R – ставка роялти в процентах от объема реализации лицензионной продукции; RΣ – годовая сумма роялти, руб.; РП – годовой объем реализации лицензионной продукции, руб.

Цена лицензии в этом случае определяется по формуле:

где Цл – цена лицензии; Цi – цена единицы лицензионной продукции в i-м году; Qi, – объем реализации лицензионной продукции в i-м году в натуральном измерении; Ri – ставка роялти в i-м году. Обычно она находится в пределах от 2 до 10%; Т – срок лицензионного соглашения. Чаще всего он составляет 5–10 лет.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)