Взгляды Вольтера на государство и право

Одним из величайших деятелей французского Просвещения был Вольтер (настоящее имя – Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Французский писатель и философ родился в семье нотариуса. За свое изобличительное творчество был заключен в Бастилию на одиннадцать месяцев. А после второго заключения в 1726 году был выслан в Англию.

Взгляды Вольтера на государство и право

Творческое наследие Вольтера настолько разнообразно, что о нем писали: «Вольтера нельзя миновать ни в истории драмы, ни в истории романа, ни в истории философии».

В политико-правовой мысли Вольтер не оставил крупной целостной работы. Его политические идеи разбросаны в различных произведениях на разные темы. Наиболее известная его работа «Философские письма» (1733), которые французский историк литературы Лансон назвал «первой бомбой, брошенной в старый режим».

Также политико-правовые взгляды Вольтера изложены в таких работах, как «Метафизический трактат» (1734), «Философский словарь» (1764). В своих произведениях Вольтер следовал выполнению одной задачи – распространения просвещения и освобождения человека от оков и предрассудков.

Центральное место в творчестве Вольтера занимает борьба против религиозных суеверий и предрассудков. Во-первых, потому что они противоречат здравому человеческому разуму, а во-вторых, потому что они являлись источником и оправданием величайших общественных зол.

Он изобличал католическую церковь в ее жестокости и преступлениях: «Когда наш епископ, поставленный затем, чтобы служить, а не затем, чтобы ему служили, поставленный затем, чтобы помогать беднякам, а не затем, чтобы пожирать их добро, поставленный затем, чтобы назидать, а не затем, чтобы господствовать, дерзнул во времена безвластия назвать себя государем того города, где был всего только пастырем, он явным образом оказался повинен в мятеже и в незаконном присвоении власти».

Поэтому Вольтер призывал «раздавить гадину», имея в виду католическую церковь. Но также он отрицательно относился и к атеизму. По своему мировоззрению Вольтер – деист. Он признает существование Бога как первопричины, но отвергает его дальнейшее влияние на мир и человека. Религия для Вольтера выступает в качестве средства для усмирения народа: «если бы Бога не было, его нужно было бы выдумать».

В вопросе происхождения государства Вольтер рассматривал несколько теорий. Так, он говорил, что первые государствареспублики образовались путем объединения семей. Но чаще всего государства возникали в результате завоевания одного народа другим.

Интересно
Взгляды Вольтера на государственное устройство эволюционировали. Так, изначально он выступал за «просвещенную» монархию. Вольтер утверждал, что «самое счастливое время, когда государь – философ». Кроме того, он должен обладать и другим набором качеств, а также заботиться о просвещении своего народа.

К концу его творчества акценты сместились к республиканской форме правления. В республике воля всех, выполняемая одним или несколькими на основе законов, принятых всеми. Республиканский строй наиболее естественный и разумный, более всего приближает людей к естественному равенству, лучше обеспечивает свободу, собственность и другие права.

Вольтер подверг критике подход Ж.-Ж. Руссо к формам правления, а именно тезис о том, что «монархический образ правления подходит народам богатым, аристократический – государствам среднего достатка и средней величины, а демократический – государствам малым и бедным». Вольтер опровергает эти положения, приводя примеры из истории.

Так, венецианцы были единственным богатым народом в XIV-XVI вв., но при этом у них никогда не было монархии; Афины были демократическим государством, но при этом зажиточным. Таким образом, делает вывод Вольтер, следует остерегаться всех этих общих правил, которые существуют только под пером сочинителей. Больше того, Вольтер считал, что идеального государственного устройства быть не может, «потому что у людей есть страсти; а не будь у них страстей, не понадобилось бы никакого государственного устройства».

Для Вольтера главное значение имеют принципы, на которых строится государство, а не форма правления. В основе справедливого государственного строя лежит свобода и собственность. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер говорит о свободе личной, свободе слова и печати, свободе совести, свободе труда.

Равенство для Вольтера есть формальное гражданское равенство, но никак не имущественное. То есть равенство проявляется в том, что все равны перед законом.

Однако, утверждает Вольтер, «невозможно, чтобы люди, живя в обществе, не были разделены на два класса: один класс богатых, которые распоряжаются, другой класс бедных, которые служат».

Собственность дает право голоса в вопросах общественных.

Вольтер различал естественные и позитивные законы. Естественные законы – это такие законы, которые природа указывает людям во все времена для поддержания справедливости. Так, к естественным законам он относил свободу, равенство. Позитивные законы должны гарантировать естественные права человека.

Однако, как показывала практика, многие из них являлись несправедливыми. Но Вольтер осознавал необходимость установления законов, и в частности, в сфере правосудия. Так, он отмечал, что для гражданского и уголовного процесса нужны незыблемые законы.

Тогда гражданам не придется жаловаться на судебные решения, судьям же не придется опасаться, что навлекут на себя ненависть, ибо не их воля будет выносить обвинительный приговор, а будет выносить его закон. Нужна одна власть, чтобы творить суд единственно лишь на основании закона, и другая власть, чтобы миловать.

Политико-правовые взгляды Вольтера оказали значительное влияние как на его современников, так и на всю дальнейшую политико-правовую мысль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)