Социокультурное развитие науки

Обозначим главные проблемы теории развития и роста науки: что является движущими факторами развития науки, является ли наука накоплением знаний или развивается иначе; как сочетаются эволюция и революция в науке?

Существуют две концепции движущих факторов науки: внутринаучные факторы (интернализм) и факторы, представляющие науку обслуживающей общественные запросы (экстернализм).

Интернализм свидетельствует: наука есть духовная деятельность, объясняемая из нее самой. Появление науки связано с внутренней природой знания, а наука обладает автономией как теоретическая сфера деятельности.

Внутренняя природа знания представлена парадигмами как способами решения научных проблем, исследовательскими программами, соотношением традиций и новаций. Внутренние условия развития науки требуют описания познавательных процессов.

История науки – движение идей, понятий теорий по внутренней логике их развития, «мутация» человеческого интеллекта и смена типов мышления.

Социокультурные факторы могут ускорять или тормозить развитие науки.

Интернализм сложился в 30-е гг. как оппозиция экстернализму. А. Койре полагал, что наука развивается лишь благодаря внутринаучным факторам: наука сама определяет свои потребности – развивать направления, проводить эксперименты, конструировать новые понятия, решать проблемы.

Интересно
История науки рассматривается как интеллектуальная история человечества. В позитивистской традиции интернализм игнорирует социокультурные причины развития науки. В постпозитивизме определяется влияние на научное знание социокультурных факторов, интегрированных в логику развития знания (К. Поппер (1902–1994),

И. Лакатос (1922–1974), С. Тулмин (1922–2009)). Положительное значение интернализма: определение влияния философии на развитие научных теорий, внимание к логико-теоретическим аспектам науки, исторический анализ научных идей.

Экстернализм (Б. Гессен, Д. Бернал, Дж. Холдейн, Э. Цильзель), возник в 1930-е гг. под влиянием марксизма: решающее воздействие на развитие науки оказывают социально-экономические, вненаучные факторы и среда этого развития.

История науки – это социально-культурная реконструкция условий («социальных заказов»).

Внутри этой реконструкции возникают и развиваются идеи и теории. Научная революция XVI – XVII вв. c позиции экстернализма это следствие развития капиталистических отношений и машинного производства.

Экстернализм возник как анализ влияния на науку социальных факторов. Деятельность ученых зависит от их пребывания в научных сообществах и складывания коммуникаций.

Концепция П. Бурдье (1930–2002): наука рассматривается как поле символического производства. Научная истина – это продукт социальных условий производства или конкретного состояния структуры и функционирования научного поля. Целостность развития науки зависит от освоения внешних регулирующих принципов, идеалов и норм научного знания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)